Памятник Лаперузу Жану – Франсуа (1741 – 1788)

Это была одна из самых грандиозных по замыслу и самых трагичес­ких морских кругосветных экспедиций XVIII в. Снаряжая ее на двух фрегатах «Буссоль» и «Астролябия» под руководством лучшего моряка Франции капитана Жана Лаиеруза, королевская Франция рассчитывала расширить свои океанские владения.

Жан Франсуа де Гало Ла Перуз родился близ Альби 22 сентября 1741 г. Службу в военном флоте Лаперуз начал с 15 лет гардемарином. В 1759 г. участвовал в войне с Англией. Вел гидрографические исследования у берегов Канады и на Великих озерах в 1762— 1777 гг. Командовал воен­ным транспортом «Адур». В 1773—1777 гг. участвовал в боевых дей­ствиях в Ост-Индии. Произведен в капитаны 1 ранга. По приказанию морского министра маркиза Де Кастри направлен в Гудзонов залив во главе отряда из трех линейных кораблей с целью уничтожения английс­ких береговых укреплений. Захватил форты Принца Уэльского и Йорк. После заключения Версальского мирного договора французское прави­тельство, не желая уступить первенства англичанам, решило снарядить экспедицию в Тихий океан. Ж.-Ф. Лаперуз получил задание подготовить и возглавить кругосветную экспедицию с целью «снискать дружбу вож­дей далеких племен».

Экспедиции предстояло отправиться от родных берегов к Канарским островам, затем обогнуть мыс Горн и, посетив остров Пасхи и Гавайи, подняться затем вдоль североамериканского континента к высоким широ­там. От Аляски нужно было повернуть на юг, достичь Японии и Китая, затем идти около Азиатского материка к северу и, наконец, направиться к Новой Голландии(Австралии) и вернуться затем во Францию, минуя Молуккские острова и мыс Доброй Йадежды. Плавание предполагалось закончить через четыре года. Однако судьбе было суждено распорядить­ся иначе. «За четырнадцать месяцев мы обогнули мыс Горн, проплыли вдоль всего Американского побережья до горы Сент-Эли, исследовали этот берег со всей тщательностью и 15 сентября (1786 г.) прибыли в Монтерей», — писал в отчете Лаперуз. Он с горечью сообщил о первых потерях экспедиции, перечислив имена двадцати моряков, погибших в вол­нах аляскинского залива Литуйя. Из донесения, отправленного уже из Австралии, во Франции узнают о гибели еще двенадцати участников пла­вания, среди них капитана «Астролябии» де Лангля. Это будет последнее известие об экспедиции. Покинув берега Австралии 10 марта 1788 г., фре­гаты «Буссоль» и «Астролябия» отправились... в неизвестность. Лишь тридцать четыре года спустя следы исчезнувшей экспедиции обнаружатся на архипелаге Вера-Крус, обстоятельства же гибели ее будут прояснены в 1959 г., когда бельгийский ученый Г. Тазиев обнаружит на дне лагуны атолла Ваникоро останки погибших фрегатов.

Экспедиция Лаперуза насчитывала 242 человека. Среди них были моряки, ученые, живописцы. Все они стали жертвами Великого океана. Все, за исключением одного человека. Этим человеком был Ж. Б. Лес-сепс, которому по воле случая удалось вернуться на родину, сохранив для истории часть писем, отчетов и карт экспедиции Лаперуза. И волей слу­чая был заход французских фрегатов в порт Петропавловский. Вернемся к этому событию, поскольку именно с ним связана история памятника, стоящего на улице Ленинской.

3 сентября 1787 г., обогнув с океанской стороны дугу Курильских островов, увидели берег Камчатки, страны, «где взгляд с трудом привыка­ет к виду огромных, вселяющих почти ужас скал, на которых уже в начале сентябре лежал снег и, казалось, никогда не бывает никакой расти­тельности». Появление французских кораблей было неожиданным, тем не менее, моряки были приняты с истинным русским радушием. В архиве Ленинградского отделения Института истории сохранилось письмо Лапе­руза французскому посланнику в Петербурге графу де Сегюру с востор­женной оценкой действий петропавловцев: «У себя на родине, среди сво­их лучших друзей, я не смог бы найти более любезного приема. Всякого рода помощь, которую только позволено было получить в этой бесплод­ной стране, нам была представлена, и за нее не захотели принять никакой платы». 29 сентября фрегаты Лаперуза покинули гостеприимный русский порт, оставив здесь вице-консула Лессепса, которому предстояло совер­шить сухопутное путешествие с Камчатки во Францию.

Спустя пятьдесят лет после посещения Лаперузом Петропавловского порта в Авачинскую губу зашел французский фрегат «Венус». Командир его, капитан Дюптитуар, имел поручение правительства Франции обра­титься к властям Камчатки с просьбой установить в порту памятник в честь своего знаменитого соотечественника. Начальник Камчатки капи­тан 1-го ранга Я. И. Шахов, хотя и не имел по этому поводу никаких инструкций, согласился удовлетворить просьбу гостей и, более того, выз­вался построить памятник на свой счет. Французы, передав ему чертежи памятника, покинули Петропавловск. Обо всем этом начальник Камчатки сообщил в Петербург и через некоторое время получил высочайшее раз­решение на возведение памятника французскому мореплавателю. Однако к тому времени срок службы Шахова на Камчатке заканчивался, и дово­дить дело до конца пришлось его преемнику капитану 2-го ранга Н. В. Страннолюбскому. Памятник был изготовлен в Петропавловске в 1843 г. и поставлен на перешейке между Сигнальной и Никольской сопками. Описание этого памятника хранится в Российском государственном архи­ве Военно-морского флота. «Поставлен столб лиственничный, который укреплен сваями березовыми и камнями, для двух ступеней поставлены стойки, концы оных обожжены и осмолены, установлены по ватерпасу и связаны продольными и поперечными брусьями, прибитыми гвоздями. Пять же ступеней обшиты досками, которые выкрашены как наружные, равно и внутренние стороны масляной краской. Памятник весь обит лис­товым железом, замазан по швам замазкою и выкрашен черною краскою, наверху оного поставлен шар с крестом, обшитые жестью и вызолочен­ные. Памятник же обнесен кругом лиственным палисадом».

В таком виде памятник простоял до героических дней обороны Петро­павловского порта. В августе 1854 г. батарея, располагавшаяся неподале­ку от памятника, приняла на себя основной удар корабельных орудий англо-французской эскадры. По злой иронии судьбы, шквал ядер и бомб, обрушившийся на Лаперузов перешеек, не миновал и памятник знаменито­му французу. Колонна была значительно повреждена, и с годами все более разрушалась. Инициатива восстановления памятника Лаперузу при­надлежит участнику польского освободительного восстания, ученому Б. И. Дыбовскому, который с 1879 по 1883 гг. был камчатским окруж­ным врачом. В 1881 г. он на собственные средства изготовил и установил на месте прежнего памятника новый. Это был выкрашенный белой крас­кой высокий деревянный крест, водруженный на каменном основании. К кресту была прикреплена овальная металлическая пластина с надписью по-французски: «Ла Перуз».

Миновало еще десять лет. Вероятно, к этому времени памятник совер­шенно обветшал, поскольку моряки пришедшего в Петропавловский порт крейсера «Забияка» решили соорудить другой монумент. На сохранившее­ся от старого памятника каменное основание был установлен округлой формы камень. Вот так описывает памятник протоиерей Д. Шерстенни-ков в 1913 г.: «В тенистой березовой роще, на берегу моря положен массивный темно-красного цвета гранит, имеющий в диаметре 1,2 метра. На нем утвержден второй серого цвета камень в форме сердца. Это сколок от глыбы застывшей лавы. Камень этот обвит толстыми желез­ными цепями с якорем, лопасти которого опираются на граните. Надпись гласит «Памяти Лаперуза. 1787». Прекрасная глубокая идея выражена оригинальною формою памятника. Темно-красный гранит не напоминает ли собою волнующеюся пучину океана, на волнах которого качается суд­но с горстью отважных моряков, оставивших родину и вверивших себя изменчивым стихиям? Сердца их наполнены сознанием долга, но не чуж­ды им порывы туда, где тихая пристань и радости жизни манят к себе. Надежда на будущее гармонирует с цепями долга. Вот почему мы видим сочетание трех эмблем — сердца, якоря и цепи. Или несколько иначе: среди бури сердце просит любви и жизни, долг призывает к мужеству, а якорь спасения — горячая вера в Провидение — окрыляет морехода на великие подвиги, подобные тем, какие совершили незабвенные Беринг и Лаперуз, достигшие теперь своей тихой пристани, навеки закончившие свое земное плавание...».

В 30-е гг. XX в. памятник перенесли в центр города, в сквер на улице Ленинской, где он стоит и поныне. Изменилось лишь основание монумен­та: камень с якорем и цепями покоится на призмовидном бетонном поста­менте, на фасаде которого прикреплена металлическая доска с барелье­фом, изображающим парусник. На обвитом цепями камне — надпись: «Памяти Лаперуза. 1787».

В 2004 г. Авачинскую губу посетил экипаж французского фрегата «Вандемьер», прошедший маршрутом экспедиции Ж.-Ф. Лаперуза. В па­мять о посещении Петропавловска-Камчатского у памятника своему вели­кому соотечественнику французы возложили венки и оставили металли­ческий барельеф с надписью «Вандемьер», для дальнейшего прикрепле­ния его на постамент памятника. Барельеф отдан на хранение в Камчатс­кий государственный объединенный музей.

 
Данная информация взята из книги "Памятники Петропавловск-Камчатского".
Петропавловск-Камчатский: В.П. Мартыненко, И. В. Витер, Холдинговая компания "Новая книга", 2007. - 96 с.

Посмотреть на карте

Архив событий

Комментарии