Памятник «Слава», сооруженный в честь успешной обороны г.Петропавловска от нападения англо-французской эскадры в 1854 г.
Со смотровой площадки, которая находится на сопке Петровской, господствующей над городом, развертывается величественная панорама Авачинской губы. Вглядитесь пристальнее: первостроители главного тихоокеанского порта России выбрали для него место с великим тщанием и знанием дела. Старый город, располагавшийся на берегу Петропавловской гавани, надежно защищен водными и горными преградами. Он строился в крепости, воздвигнутой самой природой. Западным форпостом этой крепости являются сопредельные сопки Никольская и Сигнальная. Скалистые обрывы их, обращенные к Авачинской губе, подобны бастионам, прикрывающим город со стороны океана.
В августе 1854 г., во время Крымской войны, склоны этих сопок стали ареной победоносного сражения, принесшего Петропавловскор-гу порту славу тихоокеанского Севастополя. Названная Крымской, эта война велась не только на Черном море.
Ко второй половине XIX в. международное положение России осложнилось не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и на Тихом океане, где заметно возросли агрессивные действия иностранных держав. Наиболее опасным врагом России на Дальнем Востоке была Англия. Стремясь к полному подчинению Китая, англичане пытались изолировать Россию от Тихого океана, вытеснить ее с Дальнего Востока. Особый интерес «владычица морей» проявляла к Амуру, Камчатке с ее знаменитой Авачинской губой. С тревогой наблюдая за развитием событий, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев писал в Петербург: «Я много видел портов в России и в Европе, но ничего подобного Авачинской губе не встречал: Англии стоит сделать умышленно двухнедельный разрыв с Россией, чтобы завладеть ею и потом заключить мир, но уже Авачинской губы она нам не отдаст...». К началу Крымской войны Англия и ее союзница — Франция сосредоточили на Тихом океане мощную эскадру, значительно превосходившую русские морские силы. Главный удар в кампании 1854 г. было решено направить на Петропавловск — главный тихоокеанский порт России.
Стоявший на берегу одной из лучших гаваней мира, Петропавловск был захолустным городком с полуторатысячным населением. Несмотря на огромные усилия, предпринятые камчатским губернатором генерал-майором В. С. Завойко для обороны порта, положение его оставалось крайне тяжелым. Оно несколько улучшилось лишь летом 1854 г., когда в гавань прибыли фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» с воинским подкреплением. Гарнизон порта вместе с моряками и волонтерами вырос до 926 человек, число орудий — до 68. Завойко решает обратиться к воинам и населению с воззванием. Строки его проникнуты достоинством и мужеством. «Война может разгореться и в этих местах, ибо русские порты Тихого океана объявлены в осадном положении. Петропавловский порт должен быть всегда готов встретить неприятеля... Я пребываю в твердой решимости, как бы ни многочислен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови; убежден, что флаг Петропавловского порта, во всяком случае, будет свидетелем подвигов, чести и русской доблести». Вражеская эскадра Англии и Франции под командованием контр-адмиралов Д. Прайса и Ф. де Пуанта вошла в Авачинскую губу 18 августа 1854 г. Английские фрегаты «Президент» и «Пайк», пароход «Вираго», французские — фрегат «Ла Форт», корвет «Эвридика» и бриг «Облигадо». Шесть боевых кораблей, несшие 212 орудий, и 2250 матросов и солдат. «При таком вооружении мы вполне надеялись победить русских и завладеть Петропавловским портом», — признается потом один из французов. Едва вражеская эскадра приблизилась к Сигнальному мысу, заговорили русские батареи. Ошеломленный противник отступил. Не увенчалась успехом и попытка штурма, предпринятая англо-француза-ми следующим утром. Лишь позднее защитникам порта стало известно, что вторичное отступление неприятеля было связано со смертью главнокомандующего объединенной эскадрой контр-адмирала Прайса.
Решающие баталии развернулись 20 и 24 августа. Первой главные удары пришлось выдержать 2-й батарее, расположенной на Петропавловской кошке: она защищала внутреннюю гавань, где стояли фрегат «Аврора» и транспорт «Двина». Подавив огонь двух передовых редутов на Сигнальном мысе и Красном яре, три неприятельских фрегата и пароход обрушили лавину ядер и бомб на Кошечную батарею, которой командовал лейтенант Дмитрий Максутов. «...Три фрегата производят неумолкаемый огонь, ядра бороздят бруствер во всех направлениях, бомбы разрываются над батареей, но защитники ее холодны и молчаливы; куря спокойно трубки, весело балагуря, они не обращают внимания на сотни смертей, носящихся над их головами, они выжидают своего времени... Усилия англо-французов сокрушить батарею не имели успеха, она выдержала 9-часовой бой с грозным противником. Получив жестокий отпор по всей линии русской обороны, неприятель вновь отступил. Туманным утром 24 августа стало очевидно, что грядет генеральное сражение. Руководившие обороной порта генерал-майор В. С. Завойко и командир «Авроры» капитан-лейтенант И. Н. Изыльметьев обошли укрепления и корабли, призывая солдат и матросов к доблестному выполнению долга. «Умрем, а не сдадимся», — следовал всюду ответ. Бой начался в шестом часу утра. Туман едва рассеялся. По выходившим на боевые позиции вражеским кораблям первой открыла огонь 3-я батарея, находившаяся на перешейке между Сигнальной и Никольской сопками. Расположенный на совершенно открытой позиции и защищенный лишь легким земляным бруствером, пятипушечный редут начал неравную дуэль с тридцатью бортовыми орудиями «Ла Форта». Под губительным шквалом огня 3-я батарея, названная «Смертельной», давала невиданный отпор. Французский фрегат лишился двух мачт, получил четыре пробоины. Однако с подходом «Эври-дики» участь героической батареи, которой командовал авроровец лейтенант Александр Максутов, была предрешена. Один из очевидцев боя вспоминал: «Остается одна пушка... ее наводит сам Максутов, стреляет, и большой катер с неприятельским десантом идет ко дну. Крики отчаяния несутся с бортов, французский фрегат, мстя за своих, палит целым бортом. Ураган ядер и бомб носится над батареей. Она вся в дыму и обломках, но ее защитники не теряют присутствия духа». Яростный поеди нок закончился лишь тогда, когда пал смертельно раненный Александр Максутов, и была сметена последняя пушка. Центр боя переместился к северному склону Никольской сопки, где у основания Озерновской косы успешно сражалась 7-я батарея под командованием капитан-лейтенанта Василия Кораллова. Пять ее стволов вели артиллерийскую дуэль с бортовыми батареями «Президента» и «Вираго». Лишь через два часа, уничтожив последнее орудие, противник решился на высадку десанта. На последний штурм противник бросил 700 человек. Положение было критическим. В. С. Завойко решает ввести в дело против десантников все оставшиеся силы: около 300 моряков, стрелков и волонтеров. Вооруженные гладкоствольными ружьями, под градом штуцерных пуль англо-францу-зов, защитники Петропавловска поднялись по склонам сопки и бросились в штыки. Несмотря на внушительное превосходство, противник дрогнул и в панике кинулся вниз, к шлюпкам. Обезумев от страха, десантники срывались с отвесных скал, оставшиеся в живых гибли под прицельным огнем русских стрелков. Вскоре после полудня сражение закончилось полным разгромом интервентов. Подобрав остатки десанта, вражеские корабли отступили, а 26 августа покинули Авачинскую губу. Англо-французская авантюра под Петропавловском провалилась. «Борт одного только русского фрегата и несколько батарей оказались непобедимыми перед объединенной морской силой Англии и Франции, и две величайшие державы земного шара были осилены и разбиты ничтожным русским поселением», — справедливо признал один из английских журналов. На фоне общих неудач России в Крымской войне победа защитников Петропавловска явилась, по выражению академика Е. В. Тарле, «лучом солнца, вдруг прорвавшимся сквозь мрачные тучи». В память о героическом подвиге камчатцев в 1854 г. имена фрегата «Аврора» и порта Петропавловск приняли по славной традиции будущий легендарный крейсер «Аврора» и броненосец Порт-Артурской эскадры «Петропавловск». Тени березовых ветвей колеблются на темных чугунных гранях 8-метрового монумента Славы. Водруженный на гребне Никольской сопки, он высится над местами былых сражений, и видно издалека его вызолоченное навершие, увенчанное восьмиконечным крестом. Памятник своеобразен. Он выполнен из чугуна в виде профилированного по краям четырехгранного шатра с зубчатой маковкой в форме венка с крестом. Шатер вознесен над арочным сводом, опирающимся, в свою очередь, на четыре колонны, каждая пара колонн монументального цоколя, сопряженная арочным килевидным перекрытием, формирует неглубокую нишу-эди-кулу, где помещены барельефы и надписи. На стенах северной и южной эдикул изображены восьмиконечные кресты и лавровые венки. С восточной стороны надпись: «Памяти павших при отражении англо-французского флота и десанта 20 и 24 августа 1854 года». В западной эдикуле -дата изготовления памятника — 1881 г. Этот монумент — один из старейших в комплексе мемориальных и надгробных сооружений Никольской сопки. Интересна его история. По некоторым сведениям, идея постройки памятника возникла в 1878 г. в связи с 24-летней годовщиной Петропавловской обороны. В традиционных торжествах по этому случаю принял участие пришедший в порт корвет «Баян» под флагом контрадмирала О. Р. Штакельберга. Единственным напоминанием о героическом сражении был тогда лишь некрополь в центре Петропавловска с братскими могилами победителей и побежденных. Так родилась мысль о сборе средств на сооружение достойного памятника во славу русского оружия. Предложение военных моряков было поддержано в Петербурге. Морское министерство заказало проект своему техническому комитету, и в короткое время памятник был изготовлен. 29 ноября 1880 г. заключил контракт со строительной частью Санкт-Петербургского порта, уполномоченный инженер-механик Оттон Крель: «Правление завода (Санкт-Петербургский металлический завод) принимает на себя изготовление здесь в Санкт-Петербурге на заводе чугунного памятника без бронзовых частей:
1) креста с шаром, купола и двух утолщений ниже купола и шейки между утолщениями согласно утвержденного рисунка Строительным отделением Морского Технического Комитета, с полною ответственностью за прочность и правильность чугунной части памятника высотою девять с четвертью аршин без креста с шаром, купола и прочих частей, подлежащих золочению...
2) Чугун для памятника должен быть наилучшего достоинства, представлять излом серый, плотный однородный и не показывать никаких признаков раковин, ни сплавов, трещин и других недостатков.
3) Вес чугунных частей (без частей, исполняемых фабрикантом Мо-рандом) должен быть около 800 пудов; размещение металла в деталях должно быть произведено по детально утвержденному чертежу.
5) Все части памятника должны быть окрашены за два раза по суриковому грунту, темно-серым цветом.
6) По одобрению изготовленного и собранного по частям на заводе памятника, он должен быть сдан Строительной части согласно чертежа, на котором все части должны быть размечены литерами и цифрами.
Эти же метки должны быть проставлены и на всех частях памятника, причем должны быть приложены ключи для свинчивания частей и запасные болты...». Упоминаемый в данном контракте Адольф Моранд, «бронзовых и литейных дел мастер» заключил в свою очередь контракт 30 октября 1880 г. «...на изготовление медных и бронзовых частей для памятника, согласно утвержденного рисунка Строительным отделением Морского Технического Комитета...
а) обязуюсь изготовить и доставить своевременно модели частей на Металлическом заводе, для совместной сборки модели памятника...
б) крест сделать из литой бронзы с позолотой;
в) шар под крест из красной меди с позолотой;
г) шейку под шар из красной меди с позолотой;
д) купол с остроко-нечиями из красной меди с позолотою;
е) шейку круглую под купол из красной меди с позолотою;
ж) шейку нижнюю из красной меди с позолотою;
з) часть памятника между золоченными шейками сделать из чугуна без позолоты;
и) общая высота креста, шара, купола и прочих частей должна иметь 3,2 аршина.
к) Общая площадь позолоты должна быть 50 кв. фута, для золочения должно быть употреблено на 1 кв. фут не менее одного золотника золота...».
Однако по различным причинам он был установлен в Петропавловске не в 1881 г., как указано на монументе, а годом позднее. Согласно инструкции, памятник надлежато установить на Петропавловской косе, рядом с проходом в Малую гавань, где некогда сражался фрегат «Аврора». Кон струкция, состоявшая из 37 фрагментов, была смонтирована специальной командой и установлена на косе 30 июля 1882 г. А вскоре в Петропавловский порт прибыл на смену базировавшемуся здесь клиперу «Вестник» крейсер «Африка». «На командира клипера «Вестник» капитана 2 ранга Ф. К. Авелана и капитана Е. И. Алексеева, командовавшего крейсером «Африка» возложена была обязанность собрать части памятника и установить его на оконечности мыса бухты у г. Петропавловска (на кошке). Об открытии памятника был составлен протокол» и Акт о торжественном освящении памятника. Приводим текст Акта: «1882 года августа 24 дня. Город Петропавловск Приморской области Восточной Сибири. Мы, нижеподписавшиеся: командир винтового клипера «Вестник» капитан 2 ранга Авелан, командир крейсера «Африка» капитан-лейтенант Алексеев, Петропавловский окружной исправник Серебренников и чиновник особых поручений Приморского областного Управления Кишенский и офицеры клипера «Вестник» и крейсера «Африка» сим свидетельствуем, что сего 24 августа в 11 часов дня в присутствии почетного караула с вышесказанных военных судов и городского населения торжественно освящен памятник памяти павших при отражении в Петропавловске англо-французского флота и десанта 20 — 24 августа 1854 г. воздвигнутом на «косе» отделяющей Авачинскую бухту от Петропавловской, при которой расположен город. Памятник установлен в таком месте, которое ясно видно с города и с входа в маленькую бухту.
Установка памятника на фундамент сделанный средствами Петропавловского первой гильдии купца надворного Советника Филиппеуса из кирпича, положенного в три ряда и залитого цементом вместе с окраской памятника в черный цвет, бронзированием венков и надписей, находящихся на нем, произведены командой клипера «Разбойник». Дорога к памятнику от города по косе шириной в восемь футов, устланная щебнем, и также цепная ограда округ памятника сделана командой крейсера «Африка». Далее следуют подписи всех присутствующих при освящении.
Экипажи кораблей привели в порядок территорию косы, огородили якорными цепями площадку у памятника и установили по углам ее четыре старинных орудия. 24 августа 1882 г., в день победы над англо-французами, монумент Славы был торжественно открыт. Лейтенант-артиллерист «Африки», будущий командир легендарного «Варяга» В. Ф. Руднев вспоминал: «... состоялось торжественное открытие памятника убитым воинам при защите города в 1854 году... местоположение его на косе дает возможность входящим на рейд судам любоваться издали его золоченой верхушкой. Для парада свезли на косу сводную роту под командой лейтенанта В. Ф. Р. (В. Ф. Руднева). К этому времени прибыло духовенство. Когда шествие установилось по данному церемониалу, двинулись вперед на братскую могилу служить панихиду... С кладбища процессия двинулась в собор, где служили обедню, и затем все прошли на косу к памятнику. При снятии завеса оба судна салютовали, после чего команда прошла церемониальным маршем». На освящении памятника присутствовали «18 ветеранов, участвовавших в Петропавловской обороне: один хорунжий, 11 казаков, один баталер и 5 матросов».
Памятник стоял на косе более 50 лет и как героический символ Петропавловска запечатлен на многих рисунках, фотографиях, кадрах первой советской кинохроники. В связи с началом строительства порта в годы Великой Отечественной войны монумент был перенесен на склон Никольской сопки.
Петропавловск-Камчатский: В.П. Мартыненко, И. В. Витер, Холдинговая компания "Новая книга", 2007. - 96 с.